Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта "плавание".

2

Этапы спортивной подготовки
Этап начальной подготовки
Учебно-тренировочный этап
(этап спортивной специализации)
Этап совершенствования
спортивного мастерства

Срок реализации
этапов спортивной подготовки
(лет)

Возрастные границы лиц, проходящих
спортивную подго-

*

Наполняемость**
(человек)

2

товку (лет)
7

5

9

12-14

3

12

7

15

*

В соответствии с п.9 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "плавание", утвержденного приказом Министерства спорта РФ от 16 ноября 2022 г. № 1004, для зачисления на этап спортивной подготовки лицо, желающее пройти спортивную подготовку, должно достичь установленного возраста в календарный год зачисления на соответствующий этап спортивной подготовки.
**

В соответствии с «Особенностями организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки», утвержденными приказом Министерства спорта РФ от 3 августа
2022 г. № 634:
а)
п.4.3. - допускается максимальная наполняемость учебно-тренировочных
групп на этапах спортивной подготовки, не превышающая двукратного количества
обучающихся, рассчитанного с учетом федерального стандарта спортивной подготовки;
б)
п.3.7 – Учреждение объединяет (при необходимости) на временной основе учебно-тренировочные группы для проведения учебно-тренировочных занятий
в связи с выездом тренера-преподавателя на спортивные соревнования, учебнотренировочные мероприятия (сборы), его временной нетрудоспособности, болезнью, отпуском;
в)
п.3.8. – Учреждение проводит (при необходимости) учебнотренировочные занятия одновременно с обучающимися из разных учебнотренировочных групп при соблюдении следующих условий:
непревышения разницы в уровне подготовки обучающихся двух спортивных разрядов и (или) спортивных званий;
непревышения единовременной пропускной способности спортивного
сооружения;
обеспечения требований по соблюдению техники безопасности.
5.

Объем Программы (в соответствии с Приложением № 2 к ФССП)

3

Объем дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки
Этапы и годы спортивной подготовки
Этапный
норматив

Этап начальной
подготовки
до года
свыше
года

Максимальная
продолжительность одного
учебно-тренировочного за-

Учебно-тренировочный этап
(этап спортивной специализации)
до трех лет
свыше трех лет

Этап совершенствования спортивного мастерства

2 часа

2 часа

3 часа

3 часа

4 часа

6

6-9

12-14

16-18

20-28

234-312

312-468

624-728

832-936

1040-1456

*

нятия в часах
Количество
часов в неделю
Общее количество часов в
год

*

В соответствии с п.3.2. «Особенности организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки», утвержденные приказом Министерства спорта РФ от 3 августа
2022 г. № 634, учебно-тренировочный процесс проводится в соответствии с учебнотренировочным планом круглогодичной подготовки, рассчитанным исходя из астрономического часа (60 минут).
6. Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки:
6.1 Учебно-тренировочные занятия:
групповые;
индивидуальные;
смешанные
(указываются применяемые виды (формы) учебно-тренировочных занятий (групповые, индивидуальные,
смешанные и иные)

6.2. Учебно-тренировочные мероприятия (в соответствии с Приложением
№ 3 к ФССП):
№
п/п

Виды учебнотренировочных мероприятий

Предельная продолжительность учебно-тренировочных мероприятий по этапам спортивной подготовки (количество
суток) (без учета времени следования к месту проведения
учебно-тренировочных мероприятий и обратно)
УчебноЭтап
Этап соверЭтап высшетренировочный
начальной
шенствования
го спортивэтап (этап
подготовспортивного
ного мастерспортивной
ки
мастерства
ства
специализации)

4

1. Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

Учебно - тренировочные мероприятия по
подготовке к международным
спортивным соревнованиям
Учебно - тренировочные мероприятия по
подготовке к чемпионатам России, кубкам
России, первенствам
России
Учебно - тренировочные мероприятия по
подготовке к другим
всероссийским спортивным соревнованиям
Учебно - тренировочные мероприятия по
подготовке к официальным спортивным
соревнованиям субъекта Российской Федерации

-

-

21

21

-

14

18

21

-

14

18

18

-

14

14

14

2. Специальные учебно-тренировочные мероприятия

2.1.

2.2.
2.3.

2.4.
2.5.

Учебно - тренировочные мероприятия по
общей и (или) специальной
физической
подготовке
Восстановительные
мероприятия
Мероприятия
для
комплексного медицинского обследования
Учебно - тренировочные мероприятия в
каникулярный период
Просмотровые учебно-тренировочные
мероприятия

-

14

18

18

-

-

до 10 суток

-

-

до 3 суток, но не более 2 раз в
год

до 21 суток подряд и не более
двух учебно-тренировочных
мероприятий в год
-

до 60 суток

6.3. Спортивные соревнования
6.3.1. Требования к участию в спортивных соревнованиях, обучающихся (в
соответствии с учетом главы III ФССП):
соответствие возраста, пола и уровня спортивной квалификации обучающихся положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях согласно Единой всероссийской спортивной классификации и правилам вида спорта

5

"плавание";
наличие медицинского заключения о допуске к участию в спортивных
соревнованиях;
соблюдение общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых
правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями.
6.3.2. Организация, реализующая дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, направляет обучающихся на спортивные соревнования
на основании утвержденного плана физкультурных и спортивных мероприятий,
формируемого, в том числе в соответствии с Единым календарным планом межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, и соответствующих положений (регламентов) об официальных спортивных соревнованиях.
6.3.3. Объем
соревновательной
деятельности
(в
соответствии
с
Приложением № 4 к ФССП):

Виды спортивных соревнований
Контрольные
Отборочные
Основные

Этап начальной
подготовки
до
года
1
-

свыше
года
3
1

Этапы и годы спортивной подготовки
Учебно-тренировочный
Этап совершенэтап (этап спортивной
ствования спорспециализации)
тивного мастерсвыше
ства
до трех лет
трех лет
4
6
8
2
2
2
2
4
4

Этап высшего
спортивного
мастерства
8
2
4

7. Годовой учебно-тренировочный план (в соответствии с п. 15 ФССП,
Приложений № 2 и № 5 к ФССП).
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки
рассчитывается на 52 недели в год.
Учебно-тренировочный процесс в организации, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки, должен вестись в соответствии с годовым учебно-тренировочным планом (включая период самостоятельной подготовки по индивидуальным планам спортивной подготовки для обеспечения непрерывности учебно-тренировочного процесса).
При включении в учебно-тренировочный процесс самостоятельной подготовки, ее продолжительность составляет не менее 10% и не более 20% от общего количества часов, предусмотренных годовым учебно-тренировочным планом организации, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки.
Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия при реализации
дополнительной образовательной программы спортивной подготовки устанавливается в часах и не должна превышать:
на этапе начальной подготовки - двух часов;
на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) - трех
часов;
на этапе совершенствования спортивного мастерства - четырех часов;
на этапе высшего спортивного мастерства - четырех часов.

6

При проведении более одного учебно-тренировочного занятия в один день
суммарная продолжительность занятий не должна составлять более восьми часов.
В часовой объем учебно-тренировочного занятия входят теоретические, практические, восстановительные, медико-биологические мероприятия, инструкторская
и судейская практика.
Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки может осуществляться на этапах совершенствования спортивного мастерства, а также на всех этапах
спортивной подготовки в период проведения учебно-тренировочных мероприятий и
участия в спортивных соревнованиях.
Соотношение видов спортивной подготовки и иных мероприятий в структуре
учебно-тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки
(В соответствии с Приложением N 5 к ФССП)

N
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.

Виды спортивной подготовки и иные мероприятия
Общая физическая
подготовка (%)
Специальная физическая подготовка (%)
Участие в спортивных
соревнованиях (%)
Техническая
подготовка (%)
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%)
Инструкторская и
судейская практика (%)
Медицинские, медикобиологические, восстановительные мероприятия, тестирование и
контроль (%)

Этапы и годы спортивной подготовки
УчебноЭтап соЭтап начальтренировочный этап
вершенной подготов(этап спортивной
ствования
ки
специализации)
спортивного мастерДо
Свыше До трех
Свыше
ства
года
года
лет
трех лет

Этап высшего спортивного
мастерства

55-57

50-53

43-46

32-35

18-22

11-15

18-21

23-25

26-29

30-34

40-45

42-50

-

1-2

2-4

10-12

12-14

14-16

16-19

16-19

16-20

18-22

18-22

18-22

3-6

3-6

3-9

3-12

3-13

3-14

-

-

1-3

2-4

2-4

2-4

1-3

1-3

2-4

2-4

4-6

8-10

8. Календарный план воспитательной работы (рекомендуемый образец - в
приложении № 2 к Примерной программе).
Календарный план воспитательной работы
№
п/п

Направление работы

Мероприятия

Сроки проведения

7

1.

Профориентационная деятельность

1.1.

Судейская практика

1.2.

Инструкторская практика

1.3.

Учебно-тренировочные занятия, в рамках в течение года
которых предусмотрено:
- освоение навыков организации и проведения учебно-тренировочных занятий в
качестве
помощника
тренерапреподавателя, инструктора;
составление
конспекта
учебнотренировочного занятия в соответствии с
поставленной задачей;
- формирование навыков наставничества;
- формирование сознательного отношения
к учебно-тренировочному и соревновательному процессам;
- формирование склонности к педагогической работе;
- иное, по усмотрению тренерапреподавателя
Иное, по усмотрению тренерав течение года
преподавателя

2.
2.1.

Участие в спортивных соревнованиях в течение года
различного уровня, в рамках которых
предусмотрено:
- практическое и теоретическое изучение
и применение правил вида спорта и терминологии, принятой в виде спорта;
- приобретение навыков судейства и проведения спортивных соревнований в качестве помощника спортивного судьи и
(или) помощника секретаря спортивных
соревнований;
- приобретение навыков самостоятельного
судейства спортивных соревнований;
- формирование уважительного отношения к решениям спортивных судей
- иное, по усмотрению тренерапреподавателя

Здоровьесбережение
Организация и проведение мероприятий, направленных на
формирование здорового образа жизни

Дни здоровья и спорта, в рамках которых
предусмотрено:
- формирование знаний и умений
в проведении дней здоровья и спорта,
спортивных фестивалей (написание положений, требований, регламентов к организации и проведению мероприятий,
ведение протоколов);
- подготовка пропагандистских акций по
формированию здорового образа жизни

в течение года

8

средствами различных видов спорта;
- иное, по усмотрению тренерапреподавателя
2.2.

2.3
3.

Практическая деятельность и восстанови- в течение года
тельные процессы обучающихся:
- формирование навыков правильного режима дня с учетом спортивного режима
(продолжительности учебнотренировочного процесса, периодов сна,
отдыха, восстановительных мероприятий
после тренировки, оптимальное питание,
профилактика переутомления и травм,
поддержка физических кондиций, знание
способов закаливания и укрепления иммунитета);
- иное, по усмотрению тренерапреподавателя
Иное, по усмотрению тренерав течение года
преподавателя

Режим питания и отдыха

Патриотическое воспитание обучающихся

3.1.

Теоретическая
подготовка
(воспитание патриотизма, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, уважение
государственных
символов
(герб, флаг, гимн), готовность
к служению Отечеству, его защите на примере роли, традиций и развития вида спорта в
современном обществе, легендарных спортсменов в Российской Федерации, в регионе,
культура поведения болельщиков и спортсменов на соревнованиях)

Беседы, встречи, диспуты, другие меро- в течение года
приятия с приглашением именитых
спортсменов, тренеров и ветеранов спорта
с обучающимися и иные мероприятия,
определяемые организацией, реализующей дополнительную образовательную
программу спортивной подготовки

3.2.

Практическая подготовка
(участие в физкультурных
мероприятиях и спортивных
соревнованиях и иных мероприятиях)

Участие в:
в течение года
- физкультурных и спортивно-массовых
мероприятиях, спортивных соревнованиях, в том числе в парадах, церемониях открытия (закрытия), награждения на указанных мероприятиях;
- тематических физкультурно-спортивных
праздниках, организуемых в том числе
организацией, реализующей дополнительные образовательные программы
спортивной подготовки;
- иное, по усмотрению тренерапреподавателя

9

3.3.
4.
4.1.

4.2.
5.

Иное, по усмотрению тренерапреподавателя
Развитие творческого мышления

в течение года

Практическая подготовка
(формирование умений и
навыков, способствующих достижению спортивных результатов)

Семинары, мастер-классы, показательные в течение года
выступления для обучающихся, направленные на:
- формирование умений и навыков, способствующих достижению спортивных
результатов;
- развитие навыков юных спортсменов и
их мотивации к формированию культуры
спортивного поведения, воспитания толерантности и взаимоуважения;
- правомерное поведение болельщиков;
- расширение общего кругозора юных
спортсменов;
- иное, по усмотрению тренерапреподавателя
Иное, по усмотрению тренерав течение года
преподавателя
Другое направление работы,
в течение года
определяемое
организацией,
реализующей дополнительные
образовательные программы
спортивной подготовки

9. План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте
и борьбу с ним (разрабатывается индивидуально тренером-преподавателем):
Этап спортивной
подготовки
Этап начальной подготовки
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации)
Этапы совершествования спортивного
мастерства и высшего спортивного мастерства

Содержание мероприятия
и его форма

Сроки проведения

Рекомендации по проведению мероприятий

10. Планы инструкторской и судейской практики (разрабатываются индивидуально тренером-преподавателем)
(указывается по этапам спортивной подготовки)

11. Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения
восстановительных средств (разрабатываются индивидуально тренеромпреподавателем)
(указывается по этапам и годам спортивной подготовки)

10

III. Система контроля
12. По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивной
подготовки лицу, проходящему спортивную подготовку (далее – обучающийся),
необходимо выполнить следующие требования к результатам прохождения Программы, в том числе, к участию в спортивных соревнованиях:
12.1. На этапе начальной подготовки:
изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом;
повысить уровень физической подготовленности;
овладеть основами техники вида спорта «плавание»;
получить общие знания об антидопинговых правилах;
соблюдать антидопинговые правила;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки;
принять участие в официальных спортивных соревнованиях, начиная
со второго года.
12.2. На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности;
изучить правила безопасности при занятиях видом спорта «плавание»
и успешно применять их в ходе проведения учебно-тренировочных занятий
и участия в спортивных соревнованиях;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий;
изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля;
овладеть общими теоретическими знаниями о правилах вида спорта
«плавание»;
изучить антидопинговые правила;
соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже
уровня спортивных соревнований муниципального образования на первом, втором
и третьем году;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже
уровня спортивных соревнований субъекта Российской Федерации, начиная с четвертого года;
получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд), необходимый для зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного мастерства.
12.3. На этапе совершенствования спортивного мастерства:
повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания;
приобрести знания и навыки оказания первой доврачебной помощи;

11

овладеть теоретическими знаниями о правилах вида спорта «плавание»;
выполнить план индивидуальной подготовки;
закрепить и углубить знания антидопинговых правил;
соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки;
демонстрировать высокие спортивные результаты в официальных спортивных соревнованиях;
показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного разряда «кандидат в мастера спорта» не реже одного раза в два года;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже
уровня межрегиональных спортивных соревнований;
получить уровень спортивной квалификации (спортивное звание), необходимый для зачисления и перевода на этап высшего спортивного мастерства.
12.4. На этапе высшего спортивного мастерства:
совершенствовать уровень общей физической и специальной физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания;
выполнить план индивидуальной подготовки;
знать и соблюдать антидопинговые правила, не иметь нарушений таких
правил;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже
уровня всероссийских спортивных соревнований;
показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного звания «мастер спорта России» или выполнять нормы и требования, необходимые для
присвоения спортивного звания «мастер спорта России международного класса» не
реже одного раза в два года;
достичь результатов уровня спортивной сборной команды субъекта
Российской
Федерации
и
(или)
спортивной
сборной
команды
Российской Федерации;
демонстрировать высокие спортивные результаты в межрегиональных,
всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях.
13. Оценка результатов освоения Программы сопровождается аттестацией
обучающихся, проводимой организацией, реализующей Программу, на основе разработанных
комплексов
контрольных
упражнений,
перечня
тестов
и (или) вопросов по видам подготовки, не связанным с физическими нагрузками
(далее – тесты), а также с учетом результатов участия обучающегося в спортивных
соревнованиях и достижения им соответствующего уровня спортивной квалификации.

12

14. Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания)
по видам спортивной подготовки. Комплексы контрольных упражнений с учетом
приложений №№ 6-9 к ФССП и тесты.
Уровень спортивной квалификации обучающихся по годам и этапам спортивной подготовки, (с учетом приложений №№ 7-9 к ФССП).
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки
для зачисления и перевода на этап начальной подготовки
(В соответствии с Приложением N 6 к ФССП)
N
п/п

Упражнения

Единица
измерения

Норматив до года
обучения
мальчики девочки

Норматив свыше
года обучения
мальчики девочки

1. Нормативы общей физической подготовки
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.

Бег на 30 м

с

Сгибание и разгибание рук
в упоре лежа на полу
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня
скамьи)
Прыжок в длину с места
толчком двумя ногами

количество
раз
см
см

не более
6,9
7,1
не менее
7
4
не менее

не более
6,5
6,8
не менее
10
5
не менее

+1

+4

+3

не менее
110
105

+5

не менее
120
110

2. Нормативы специальной физической подготовки
2.1.
2.2.

2.3.

2.4.

Бег челночный 3x10 м с
высокого старта
Исходное положение - стоя
держа мяч весом 1 кг за головой. Бросок мяча вперед
Исходное положение стоя, держа гимнастическую палку, ширина хвата
50 см. Выкручивание прямых рук в плечевых суставах вперед-назад

Плавание

с
м

количество
раз

не более
10,1
10,6
не менее
3,5

3

не более
9,8
10,3
не менее
4

3,5

не менее

не менее

1

3

для зачисления на
1 год начальной
подготовки
(НП-1)
- оценка техники плавания;
- координация работы
рук и ног в силе кроль
на груди, кроль на
спине;
- скольжение;
- дыхание

для перевода
с НП-1 на НП-2
техника плавания:
- 25 м. вольный
стиль;
- 25 м. спина;
- 50 м. вольный стиль
- наличие 3-го юношеского спортивного
разряда (от 80% от
общего
количества
обучающихся в груп-

13

пе **)
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и уровень спортивной
квалификации (спортивные разряды) для зачисления и перевода на
учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации)
(В соответствии с Приложением N 7 к ФССП)
N
п/п

Единица измерения

Упражнения

Норматив
юноши
девушки

1. Нормативы общей физической подготовки
1.1.
1.2.
1.3.

Бег на 1000 м

не более

мин, с

Сгибание и разгибание рук в упоре
лежа на полу
Наклон вперед из положения стоя на
гимнастической скамье (от уровня
скамьи)

5.50

6.20
не более

количество раз

13

7
не менее

см

+4

+5
не более

1.4.

Челночный бег 3x10 м

с

1.5.

Прыжок в длину с места толчком
двумя ногами

см

9,3

9,5
не менее

140

130

2. Нормативы специальной физической подготовки
2.1.

2.2.

2.3.

Исходное положение - стоя, держа
мяч весом 1 кг за головой. Бросок
мяча вперед
Исходное положение - стоя, держа
гимнастическую палку, ширина хвата 60см. Выкручивание прямых рук в
плечевых суставах вперед-назад
Исходное положение - стоя в воде у
борта бассейна. Отталкиванием двух
ног скольжение в воде лежа на груди, руки вперед

не менее
м

4,0

3,5
не менее

количество раз

3
не менее

м

7,0

8,0

3. Уровень спортивной квалификации
Период обучения на этапе спортивной подготовки
(до трех лет)

3.1.

*

Зачисление на 1 год учебно-тренировочного этапа
(УТГ-1)

Требования:
1. Техника плавания:
- 25 м брасс
- 25 м. баттерфляй
- 50 м. вольный стиль
- 50 м. на спине
- 100 м. вольный стиль
- 100 м. комплекс
2. Наличие 2–го юношеского

14

3.2.

Перевод на 2 год учебно-тренировочного этапа
(УТГ-2)

3.3.

Перевод на 3 год учебно-тренировочного этапа
(УТГ-3)

спортивного разряда (от 80% от
общего количества обучающихся в группе **)
Требования:
1. Техника плавания:
- 50 м. брасс
- 50 м. баттерфляй
- 100 м. вольный стиль
- 100 м. на спине
- 200 м. вольный стиль
- 200 м. комплекс
2. Наличие 1–го юношеского
спортивного разряда (от 80% от
общего количества обучающихся в группе **)
Требования:
Наличие 3-го спортивного разряда (от 80% от общего количества обучающихся в группе**)

Период обучения на этапе спортивной подготовки (свыше трех лет)

3.4.

Перевод на 4 год учебно-тренировочного этапа
(УТГ-4)

3.5.

Перевод на 4 год учебно-тренировочного этапа
(УТГ-5)

*

Требования:
Наличие 2-го спортивного разряда (от 80% от общего количества обучающихся в группе **)
Требования:
Наличие спортивных разрядов:
- 1- й спортивный разряд
- «кандидат в мастера спорта»
(от 80% от общего количества
обучающихся в группе **)

* В случае наличия у 80 % обучающихся группы спортивного разряда выше
требуемого, допускается перевод данной части группы на более высший этап (год)
обучения.
** В случае наличия у 80 % обучающихся группы - спортивного разряда, соответствующего переводу на следующий этап (год) обучения, указанная часть группы остается у тренера и в нее осуществляется добор (перевод) других обучающихся
соответствующего уровня подготовки.

Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и уровень спортивной

15

квалификации (спортивные разряды) для зачисления и перевода на
этап совершенствования спортивного мастерства
(В соответствии с Приложением N 8 к ФССП)
N п/п

Упражнения

Единица измерения

Норматив
юноши/мужчины

девушки/женщины

1. Нормативы общей физической подготовки
1.1.

Бег на 2000 м

мин, с

1.2.

Подтягивание из виса на высокой
перекладине
Сгибание и разгибание рук в упоре
лежа на полу
Наклон вперед из положения стоя на
гимнастической скамье (от уровня
скамьи)
Челночный бег 3x10 м

количество
раз
количество
раз
см

Прыжок в длину с места толчком
двумя ногами

см

не более
9.20

1.3.
1.4.
1.5.

10.40
не менее

8

не менее

-

15
не менее

+9
с

+13
не более

8,0
1.6.

9,0
не менее

190

165

2. Нормативы специальной физической подготовки
2.1.
2.2.

2.3.
2.4.

Исходное положение - стоя, держа
мяч весом 1 кг за головой. Бросок
мяча вперед
Исходное положение - стоя, держа
гимнастическую палку, ширина хвата 50 см. Выкручивание прямых рук
в плечевых суставах вперед-назад
Прыжок в высоту с места отталкиванием двумя ногами, с приземлением
на обе ноги
Исходное положение - стоя в воде у
борта бассейна. Отталкиванием двух
ног скольжение в воде лежа на груди, руки вперед. Дистанция 11 м

м

не менее
5,3

4,5

количество
раз

не менее
5

см

не менее
45

с

35
не более

6,7

7,0

3. Уровень спортивной квалификации
3.1.

Спортивный разряд "кандидат в мастера спорта"

По результатам аттестации, Учреждением принимается решение о переводе
(зачислении) обучающегося на следующий этап с учетом его подготовленности и
спортивной квалификации.
Если на одном из этапов спортивной подготовки результаты прохождения
спортивной подготовки не соответствуют требованиям, установленным федеральными стандартами спортивной подготовки, прохождение следующего этапа спортивной подготовки не допускается.
Вне зависимости от результатов прохождения любого этапа спортивной подготовки, обучающиеся вправе продолжить прохождение спортивной подготовки на

16

спортивно-оздоровительном этапе в спортивном бассейне (при наличии такой возможности).
IV. Рабочая программа по виду спорта (спортивной дисциплине)
15. Программный материал для учебно-тренировочных занятий по каждому
этапу спортивной подготовки (разрабатывается индивидуально тренеромпреподавателем).
(указывается описание учебно-тренировочного процесса по этапам спортивной подготовки)

Учебно-тематический план по этапам спортивной подготовки и включает темы по теоретической подготовке:
Учебно-тематический план
(В соответствии с Приложением № 4 к Примерной программе)
Этап спортивной
подготовки

Этап начальной
подготовки

Темы по теоретической
подготовке

Объем
времени в
год (минут)

Всего
на
этапе
начальной подготовки до одного года обучения/ свыше одного
года обучения:

≈ 120/180

Сроки
проведения

История возникновения
вида спорта и его
развитие

≈ 13/20

сентябрь

Физическая культура –
важное средство физического развития и
укрепления
здоровья
человека

≈ 13/20

октябрь

Гигиенические основы
физической культуры и
спорта, гигиена обучающихся при занятиях
физической культурой
и спортом

≈ 13/20

ноябрь

Закаливание организма

≈ 13/20

декабрь

Самоконтроль в процессе занятий физической культуры и
спортом

≈ 13/20

январь

Краткое содержание

Зарождение и развитие вида
спорта. Автобиографии выдающихся спортсменов. Чемпионы и призеры Олимпийских игр.
Понятие о физической культуре и спорте. Формы физической культуры. Физическая
культура как средство воспитания трудолюбия, организованности, воли, нравственных качеств и жизненно важных умений и навыков.
Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом, полостью
рта и зубами. Гигиенические
требования к одежде и обуви.
Соблюдение гигиены на
спортивных объектах.
Знания и основные правила
закаливания.
Закаливание
воздухом, водой, солнцем.
Закаливание на занятиях физической культуры и спортом.
Ознакомление с понятием о
самоконтроле при занятиях
физической культурой и
спортом.
Дневник
само-

17

Учебно-тренировочный
этап (этап спортивной специализации)

Теоретические основы
обучения базовым элементам техники и
тактики вида спорта

≈ 13/20

май

Теоретические основы
судейства. Правила вида
спорта

≈ 14/20

июнь

Режим дня и питание
обучающихся

≈ 14/20

август

Оборудование и спортивный инвентарь
по виду спорта

≈ 14/20

ноябрьмай

Всего
на
учебнотренировочном этапе
до трех лет обучения/
свыше трех лет обучения:

≈ 600/960

Роль и место физической культуры в формировании личностных
качеств

≈ 70/107

сентябрь

История возникновения
олимпийского
движения

≈ 70/107

октябрь

Режим дня и питание
обучающихся

≈ 70/107

ноябрь

контроля. Его формы и содержание. Понятие о травматизме.
Понятие о технических элементах вида спорта. Теоретические знания по технике их
выполнения.
Понятийность. Классификация спортивных соревнований. Команды (жесты) спортивных судей. Положение о
спортивном
соревновании.
Организационная работа по
подготовке спортивных соревнований. Состав и обязанности спортивных судейских
бригад. Обязанности и права
участников спортивных соревнований. Система зачета в
спортивных соревнованиях по
виду спорта.
Расписание учебнотренировочного и учебного
процесса. Роль питания в
жизнедеятельности. Рациональное, сбалансированное
питание.
Правила эксплуатации и безопасного использования оборудования и спортивного инвентаря.

Физическая культура и спорт
как социальные феномены.
Спорт – явление культурной
жизни. Роль физической
культуры в формировании
личностных качеств человека. Воспитание волевых качеств, уверенности в собственных силах.
Зарождение
олимпийского
движения.
Возрождение
олимпийской идеи. Международный Олимпийский комитет (МОК).
Расписание
учебнотренировочного и учебного
процесса. Роль питания в
подготовке обучающихся к
спортивным соревнованиям.
Рациональное, сбалансированное питание.

18

Физиологические
основы
физической
культуры

≈ 70/107

декабрь

Учет соревновательной
деятельности, самоанализ обучающегося

≈ 70/107

январь

Теоретические основы
технико-тактической
подготовки.
Основы
техники вида спорта

≈ 70/107

май

Психологическая
подготовка

≈ 60/106

сентябрьапрель

Оборудование,
спортивный инвентарь и
экипировка по виду
спорта

≈ 60/106

декабрьмай

≈ 60/106

декабрьмай

Правила вида спорта

Всего на этапе совершенствования спортивного мастерства:

Этап совершенствования спортивного мастерства

Спортивная
физиология.
Классификация
различных
видов мышечной деятельности. Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности. Физиологические
механизмы развития двигательных навыков.
Структура и содержание
Дневника обучающегося.
Классификация и типы спортивных соревнований.
Понятийность. Спортивная
техника и тактика. Двигательные представления. Методика обучения. Метод использования слова. Значение
рациональной техники в достижении высокого спортивного результата.
Характеристика психологической подготовки. Общая
психологическая подготовка.
Базовые волевые качества
личности. Системные волевые качества личности
Классификация спортивного
инвентаря и экипировки для
вида спорта, подготовка к
эксплуатации, уход и хранение. Подготовка инвентаря и
экипировки к спортивным
соревнованиям.
Деление участников по возрасту и полу. Права и обязанности участников спортивных соревнований. Правила поведения при участии в
спортивных соревнованиях.

≈ 1200

Олимпийское движение. Роль и место физической культуры в
обществе.
Состояние
современного спорта

≈ 200

сентябрь

Профилактика травматизма.
Перетренированность/
недотренированность

≈ 200

октябрь

Олимпизм как метафизика
спорта.
Социокультурные
процессы в современной России. Влияние олимпизма на
развитие
международных
спортивных связей и системы
спортивных соревнований, в
том числе, по виду спорта.
Понятие травматизма. Синдром
«перетренированности». Принципы спортивной
подготовки.

19

Учет соревновательной
деятельности, самоанализ обучающегося

≈ 200

ноябрь

Психологическая
подготовка

≈ 200

декабрь

Подготовка обучающегося как многокомпонентный процесс

≈ 200

январь

Спортивные соревнования как функциональное и структурное
ядро спорта

≈ 200

февральмай

Восстановительные
средства и мероприятия

в переходный период
спортивной подготовки

Индивидуальный план спортивной подготовки. Ведение
Дневника
обучающегося.
Классификация и типы спортивных соревнований. Понятия анализа, самоанализа
учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.
Характеристика психологической подготовки. Общая
психологическая подготовка.
Базовые волевые качества
личности. Системные волевые качества личности. Классификация средств и методов
психологической подготовки
обучающихся.
Современные тенденции совершенствования
системы
спортивной
тренировки.
Спортивные результаты –
специфический и интегральный продукт соревновательной деятельности. Система
спортивных
соревнований.
Система спортивной тренировки. Основные направления спортивной тренировки.
Основные функции и особенности спортивных соревнований. Общая структура
спортивных
соревнований.
Судейство спортивных соревнований. Спортивные результаты.
Классификация
спортивных достижений.
Педагогические
средства
восстановления: рациональное
построение
учебнотренировочных занятий; рациональное чередование тренировочных нагрузок различной направленности; организация активного отдыха.
Психологические
средства
восстановления: аутогенная
тренировка; психорегулирующие воздействия; дыхательная гимнастика. Медикобиологические средства восстановления: питание; гигиенические и физиотерапевтические процедуры; баня; массаж; витамины. Особенности
применения восстановительных средств.

20
Всего на этапе высшего спортивного мастерства:

≈ 600

Физическое, патриотическое,
нравственное,
правовое и эстетическое
воспитание в спорте. Их
роль и содержание в
спортивной деятельности

≈ 120

сентябрь

Социальные
спорта

≈ 120

октябрь

Учет соревновательной
деятельности, самоанализ обучающегося

≈ 120

ноябрь

Подготовка обучающегося как многокомпонентный процесс

≈ 120

декабрь

Спортивные соревнования как функциональное и структурное
ядро спорта

≈ 120

май

функции

Этап
высшего спортивного мастерства

Восстановительные
средства и мероприятия

в переходный период
спортивной подготовки

Задачи, содержание и пути
патриотического, нравственного, правового и эстетического воспитания на занятиях
в сфере физической культуры
и спорта. Патриотическое и
нравственное
воспитание.
Правовое воспитание. Эстетическое воспитание.
Специфические социальные
функции спорта (эталонная и
эвристическая). Общие социальные функции спорта (воспитательная, оздоровительная, эстетическая функции).
Функция социальной интеграции и социализации личности.
Индивидуальный план спортивной подготовки. Ведение
Дневника
обучающегося.
Классификация и типы спортивных соревнований. Понятия анализа, самоанализа
учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.
Современные тенденции совершенствования
системы
спортивной
тренировки.
Спортивные результаты –
специфический и интегральный продукт соревновательной деятельности. Система
спортивных
соревнований.
Система спортивной тренировки. Основные направления спортивной тренировки.
Основные функции и особенности спортивных соревнований. Общая структура
спортивных
соревнований.
Судейство спортивных соревнований. Спортивные результаты.
Классификация
спортивных
достижений.
Сравнительная
характеристика некоторых видов спорта, различающихся по результатам соревновательной
деятельности
Педагогические
средства
восстановления: рациональное
построение
учебнотренировочных занятий; ра-

21
циональное чередование тренировочных нагрузок различной направленности; организация активного отдыха.
Психологические
средства
восстановления: аутогенная
тренировка; психорегулирующие воздействия; дыхательная гимнастика. Медикобиологические средства восстановления: питание; гигиенические и физиотерапевтические процедуры; баня; массаж; витамины. Особенности
применения различных восстановительных средств. Организация
восстановительных мероприятий в условиях
учебно-тренировочных мероприятий

V. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным
спортивным дисциплинам
16. К особенностям осуществления спортивной подготовки по спортивным
дисциплинам вида спорта «плавание» относятся (с учетом главы V ФССП):
особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам вида спорта "плавание" основаны на особенностях вида спорта "плавание" и его спортивных дисциплин. Реализация дополнительных образовательных программ спортивной подготовки проводится с учетом этапа спортивной
подготовки и спортивных дисциплин вида спорта "плавание", по которым осуществляется спортивная подготовка;
особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта "плавание" учитываются организациями, реализующими дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, при формировании дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, в том
числе годового учебно-тренировочного плана;
для зачисления на этап спортивной подготовки лицо, желающее пройти
спортивную подготовку, должно достичь установленного возраста в календарный
год зачисления на соответствующий этап спортивной подготовки;
возраст обучающихся на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства не ограничивается при условии вхождения
их в список кандидатов в спортивную сборную команду субъекта Российской Федерации по виду спорта "плавание" участия в официальных спортивных соревнованиях по виду спорта "плавание" не ниже уровня всероссийских спортивных соревнований;
в зависимости от условий и организации учебно-тренировочных занятий,
а также условий проведения спортивных соревнований подготовка обучающихся
осуществляется на основе обязательного соблюдения требований безопасности,
учитывающих особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным
дисциплинам вида спорта "плавание".

22

VI. Условия реализации дополнительной образовательной
программы спортивной подготовки
17. Материально-технические условия реализации Программы.
Материально-техническая база и (или) объекты инфраструктуры, оборудование и спортивный инвентарь, спортивная экипировка обеспечивается (с учетом
пункта 14 и приложений №№ 10-11 к ФССП) для реализуемых этапов спортивной
подготовки.
Требования к материально-техническим условиям реализации этапов спортивной подготовки предусматривают (в том числе на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации,
существенным условием которых является право пользования соответствующей материально-технической базой и (или) объектом инфраструктуры):
а)
наличие плавательного бассейна (25 м или 50 м);
б)
наличие тренировочного спортивного зала;
в)
наличие тренажерного зала;
г)
наличие раздевалок, душевых;
д)
наличие медицинского пункта, оборудованного в соответствии с приказом Минздрава России от 23.10.2020 N 1144н "Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и
спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и
спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих
пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)" и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятиях" (зарегистрирован Минюстом России 03.12.2020, регистрационный N 61238) 1;
е)
обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми
для прохождения спортивной подготовки:
Обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми
для прохождения спортивной подготовки
(в соответствии с Приложением N 10 к ФССП)
N
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Наименование оборудования и спортивного инвентаря
Весы электронные
Доска для плавания
Доска информационная
Колокольчик судейский
Ласты тренировочные для плавания
Лопатка для плавания (большие, средние, кистевые)
Мат гимнастический
Мяч ватерпольный
Мяч набивной (медицинбол) (от 1 до 5 кг)
Поплавки-вставки для ног (колобашка)
Пояс пластиковый для плавания с сопротивлением
Разделительные дорожки для бассейна (волногасители)
Секундомер настенный четырехстрелочный для бассейна
Секундомер электронный

Единица
измерения
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
комплект
штук
штук
комплект
штук
штук

Количество
изделий
1
30
2
10
30
60
15
5
2
30
30
1
2
8

23

15.

Скамейка гимнастическая

ж)

штук

6

обеспечение спортивной экипировкой (Приложение N 11 к ФССП):
Спортивная экипировка, передаваемая в индивидуальное пользование

N
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Наименование

Гидрокостюм
стартовый
(женский)
Гидрокостюм
стартовый
(мужской)
Костюм
спортивный
Кроссовки
спортивные
Купальник
женский
Носки
Очки для
плавания
Плавки
(мужские)
Полотенце
Рюкзак
спортивный
Футболка с
коротким рукавом
Шапочка для
плавания

Единица
измерения

Этап
начальной
подготовки
Расчетная
единица

Этапы спортивной подготовки
Учебнотренировоч- Этап совершенЭтап высшего
ный этап
ствования
спортивного ма(этап спорспортивного
стерства
тивной спемастерства
циализации)

количество

срок
эксплуатации
(лет)

количество

срок
эксплуатации
(лет)

количество

срок
эксплуатации
(лет)

количество

срок
эксплуатации
(лет)

штук

на обучающегося

-

-

-

-

1

1

2

1

штук

на обучающегося

-

-

-

-

1

1

2

1

-

-

-

-

1

1

1

1

-

-

-

-

1

1

1

1

-

-

2

1

2

1

2

1

-

-

-

-

1

1

1

1

-

-

2

1

2

1

2

1

-

-

2

1

2

1

2

1

-

-

-

-

1

1

1

1

-

-

-

-

1

1

1

1

штук
пар
штук
пар
штук
штук
штук
штук

на обучающегося
на обучающегося
на обучающегося
на обучающегося
на обучающегося
на обучающегося
на обучающегося
на обучающегося

штук

на обучающегося

-

-

-

-

1

1

1

1

штук

на обучающегося

-

-

2

1

3

1

3

1

з)
обеспечение обучающихся проездом к месту проведения спортивных
мероприятий и обратно;
и)
обеспечение обучающихся питанием и проживанием в период проведения спортивных мероприятий;
к)
медицинское обеспечение обучающихся, в том числе организацию систематического медицинского контроля.
18. Кадровые условия реализации Программы:
а)
укомплектованность Организации педагогическими, руководящими и
иными работниками (с учетом подпункта 13.2 ФССП):

24

Для проведения учебно-тренировочных занятий и участия в официальных
спортивных соревнованиях на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, кроме основного тренера-преподавателя, допускается привлечение тренера-преподавателя по видам спортивной подготовки, с учетом специфики
вида спорта "плавание", а также на всех этапах спортивной подготовки привлечение
иных специалистов (при условии их одновременной работы с обучающимися).
б)
уровень квалификации тренеров-преподавателей и иных работников Организации (с учетом подпункта 13.1 ФССП):
Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку, должен соответствовать требованиям, установленным:
профессиональным стандартом "Тренер-преподаватель", утвержденным
приказом Минтруда России от 24.12.2020 N 952н (зарегистрирован Минюстом России 25.01.2021, регистрационный N 62203);
профессиональным стандартом "Тренер", утвержденным приказом Минтруда России от 28.03.2019 N 191н (зарегистрирован Минюстом России 25.04.2019,
регистрационный N 54519);
профессиональным стандартом "Специалист по инструкторской и методической работе в области физической культуры и спорта", утвержденным приказом
Минтруда России от 21.04.2022 N 237н (зарегистрирован Минюстом России
22.05.2022, регистрационный N 68615);
Единым квалификационным справочником должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей
работников в области физической культуры и спорта", утвержденным приказом
Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 N 916н (зарегистрирован Минюстом
России 14.10.2011, регистрационный N 22054).
в)
непрерывность профессионального развития тренеров-преподавателей
Организации.
19. Информационно-методические
условия
реализации
Программы
___________________________________________________________________
(указываются применяемые комплексы информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, а также перечень информационно-методического обеспечения)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».